Туризм - это самая древняя 3D-бродилка с полноценными видео, аудио и сенсорными эффектами. Стас Янковский
Марфино и Федоскино, часть 2
Маршрут: ст. Катуар (4-з зона, 35 км от Москвы) — Марфино — Федоскино — Шолохово — платф. Луговая (4-я зона, 32 км от Москвы)
Неплохо сохранившийся ансамбль Марфина привлекает туристов. Эконом отпуск в Самшитовой роще. В Воскресные дни здесь много экскурсионных автобусов. В зданиях бывшей усадьбы располагается санаторий.
Из парка Марфина туристы выходят через калитку К строениям бывшего хозяйственного двора. Неподалеку расположен обширный конный двор, интересный своим треугольным планом. От него туристы спускаются к реке Уче и далее вверх по течению двигаются к селу Федоскину (3 км).
Знаменитое своим художественным промыслом село раскинулось на обоих берегах Учи. На правом берегу среди бревенчатых домов виднеется шатровая колокольня деревянной Никольской церкви. Она построена в 1875 г. по рисунку известного архитектора А. Н. Померанцева, автора проекта Верхних торговых рядов (нынешнее здание ГУМа). Несмотря на скромные формы и небогатую отделку, церковь заслуживает внимания как один из примеров национального стиля в архитектуре конца прошлого столетия. В помещении бывшего сельского храма устраиваются выставки современных работ мастеров федоскинской миниатюры.
Местный промысел, получивший мировую известность, возник около 170 лет назад. Началось все с производства лакированных киверов и козырьков, которое организовал в сельце Данилково (находилось на левом берегу Учи) купец П. И. Коробов в конце XVIII века. Вскоре здесь стали изготовлять круглые табакерки, которые украшались наклеенными на их крышку гравюрами. Поверхность покрывали несколькими слоями прозрачного лака.
С 1819 г. фабрикой владел зять Коробова П. В. Лукутин. Вместе со своим сыном А. П. Лукутнным предприниматель расширил производство в соседнем Федоскине, организовал обучение мастеров. В течение XIX века искусство лукутинских лаков достигло высокого совершенства, был создан национальный стиль миниатюрной живописи с ее народной тематикой. На местных изделиях из папье-маше можно было видеть тонко исполненные маслом виды Московского Кремля, сюжеты катания на тройках, крестьянских гуляний и плясок, чаепитий. Выполненные русскими мастерами табакерки, шкатулки, очешники, игольницы, чайницы находили применение в помещичьей и мещанской среде и имели успех за границей. Лукутнных, благодаря творческому труду поколений русских мастеров, неоднократно награждали медалями на промышленных выставках.